Менеджмент.
3. История развития менеджмента.
Теория 'Z' и теория 'А' У. Оучи.
Разделы:
'
'
'
'
'
'
'
'
'
В 70-е годы XX столетия появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
На этом фоне Ульям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившее название теории 'Z' и теории 'А', чему в немалой степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской экономиках (табл. 1).
Таблица 1.
Модели управления людскими ресурсами.
ПОДХОД |
ТИП 'А' Американские организации |
ТИП 'Z' Японские организации |
Человеческий капитал |
Малые вложения в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка. |
Крупные вложения в обучение. Общее обучение. Неформализованная оценка |
Трудовой рынок |
На 1ом месте внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения. |
На 1ом месте внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения. |
Преданность организации |
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальное рабочее задания. |
Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе |
На более высоком уровне развития тип 'А' и тип 'Z' (как и теория 'X' и 'Y') повторяют теорию 'кнута и пряника'. Понятно, что современная практика отдает предпочтение теориям 'Y' и 'Z', во всяком случае, все японские и передовые компании других стран не только используют рекомендации именно этих теорий, но и активно развивают их.
Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в
1. групповые действия;
2. систему власти;
3. систему логического принятия решений.
|